- Змея
- (греч. ophis, лат. serpens). В раннюю эпоху развития культуры отношение к З. было различным. У многих первобытных народов З. почитали (змеепоклонство — ophiolatrie). Вавилоняне видели в ней олицетворение зла, египтяне — олицетворение мудрости. В тех местах, где водились ядовитые З., образовались с др. времен касты заклинателей З. Во времена греч. античности З. часто содержали как домашних животных для борьбы с мышами. К З. не чувствовали отвращения и даже позволяли детям играть с ними. Знатные женщины в жару носили З. вокруг шеи для прохлады. В Эпидавре З. высоко почитались. Бог врачевания Асклепий (Эскулап) изображался с посохом, обвитым З. Жезл Эскулапа до сих пор является символом медицины. В Афинах в спец. храме содержалась священная З. Афины. Почитательницы бога Диониса (вакханки) во время празднеств несли в руках кинжалы, тирсы (жезлы Вакха) и З. Во время войны во вражескую крепость подбрасывали глиняные сосуды с ядовитыми З. (изображение Ночи — Nyx Пергамского алтаря). В знак победы в битве под Платеями в 479 до н. э. в Дельфах была воздвигнута бронзовая колонна из трех сплетенных змеиных тел, которые несли золотой треножник. Рим. племена марсов и офиогенов вели свой род от З. Римляне заимствовали у парфян жезл с шелковой З., которая на ветру надувалась, как сетка для ловли бабочек. Плиний Старший считал наиболее опасным укус З. аспида. Отвращение к З. появилось только во времена поздней античности под влиянием христианства. З. является также созвездием сев. неба.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.